Региональная сеть Сайт УОСиТ Wiki Виртуальный музей
Главный адрес электронной почты! ;)
Оглавление
8-017-202-04-01, 8-029-899-04-01(МТС)

  

Кризисная
комната

 

МЧС Беларуси 
   
Опросы
По Вашему мнению, что главное на учебном занятии:
дисциплина и рабочая обстановка
возможность каждому учащемуся заниматься интересным делом
разнообразие видов деятельности
общая заинтересованность в уроке
творческое вдохновение
взаимопонимание учащихся и учителя
Смотреть Результаты
Что бы Вы хотели видеть на сайте школы?
Актуальные новости из жизни школы
Статьи и репортажи самих учащихся
Советы учащимся и их родителям
Свои предложение я скажу на совете
А мне все равно...
Смотреть Результаты
Внешние ссылки
Cайт Президента Республики Беларусь
Министерство образования
УО Миноблисполкома
ГИАЦ МО РБ
Комитет по образованю МИНГОРИСПОЛКОМА
Официальный сайт Дзержинского райисполкома
АДУКАЦЫЙНЫ ПАРТАЛ
Официальный сайт Тихвинского городского поселения
Официальный сайт Тихвинского района
Детский правовой сайт
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Дзержинская районная библиотека
Инновационная деятельность

Инновационный проект 

«Внедрение методик ранней профориентации учащихся VI – IX классов

на основе выявления задатков для успешного обучения профессиям»

 

Сроки реализации: 2015 - 2018 гг.

 

Консультант инновационного проекта: Сагайдак Светлана Станиславовна, заведующая лабораторией психофизиологии и профессиографии Научно-методического учреждения БГУ «Республиканский центр проблем человека», кандидат психологических наук.

 

В инновационный проект за три года было включено 57 обучающихся  VI – IX классов.

Актуальность:

Перед школой встал ряд противоречий:

выпускники II ступени обучения и воспитания должны принять решение: получение профессионально-технического образования (профессионально-технический лицей), средне-специального образования (колледж) или высшего образования (дальнейшее обучение в школе, предстоит поменять место обучения (обучение в другом населенном пункте, совершенно новый коллектив);

законные представители учащихся полностью «перекладывают» вопросы профориентации на УО или стараются навязать своё мнение ребенку;

отсутствие у учащихся должного количества информации по профессиям и месту получения данной специальности;

учащиеся не ориентируются в запросах рынка труда для своего региона.

Руководство школы решило: необходимо создать такую систему профориентационной работы, которая позволит обучающемуся уже на более ранних этапах обучения и воспитания определиться со сферой своих профессиональных интересов, сделать эту систему удобной как для обучающихся, так и для их законных представителей и педагогов.

Ранняя убеждающая профориентация позволила своевременно мотивировать учащихся, опереться на объективные задатки способностей для планирования позитивных материальных и социальных перспектив.

Участие 12-летних учащихся в деятельностных тестах и обоснованное информирование об их перспективных возможностях в сфере рабочих профессий помогло формированию активного профессионального самоопределения в рабочих профессиях.

Начало психофизиологически обоснованного профессионального самоопределения с 12-13-летнего возраста на 3-ий год упредило социально-информационный прессинг родителей, ориентирующих учащихся на овладение престижными юридическими и экономическими профессиями.

Организация такой инновационной практики помогла создать образовательную систему, позволяющую организовать качественную профориентационную работу, отвечающую как стремлениям учащихся, так и запросам региона.

Модель внедрения методик ранней профориентации учащихся VI-IX классов на основе выявления врожденных задатков успешного обучения профессиям способствовала становлению школы как инициативного центра реализации идей образования в интересах устойчивого развития.

Идея:

Для качественной реализации проекта в учреждении образования имеется достаточный кадровый потенциал: численность педагогических сотрудников государственного учреждения образования «Негорельская базовая школа № 2» – 18 человек. Высшее образование имеют 17 человек. Высшая квалификационная категория – 5 педагогов. Первая квалификационная категория – 7 педагогов. Вторая квалификационная категория – 2 педагога. Молодые специалисты – 1 педагог.

Учителя школы имеют опыт профессионального самообразования, составления методических разработок, проведения мастер-классов, использования информационно-коммуникационных технологий в учебной и управленческой деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности осуществлялось педагогом-психологом Домбровской Т.Г. в соответствии с планом на 2015/2016 учебный год; 2016/2018 – психологом – Горшковой К.А. Совместно с членами творческой группы был разработан план психолого-педагогического сопровождения программы реализации инновационной деятельности.

Решая поставленные задачи, педагоги-психологи использовали комплекс диагностик, наблюдение, проводили обучающие и развивающие мероприятия для педагогов и учащихся.

Таким образом, было определено, что педагоги готовы к инновациям. Педагогами отмечено также, что самое значительное влияние на уровень их развития и подготовленности к освоению инновационной деятельности оказывают самостоятельная работа, обучение на проблемных курсах, методические семинары, практикумы.

Кроме того, педагогом-психологом проведены для педагогов семинар-тренинг «Развитие креативности и эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности», консультации по результатам проведенных профориентационных диагностик с учащимися.

Одним из ресурсов школы при реализации инновационного проекта являются психологические возможности учащихся, их готовность к развитию и повышению уровня различных компетенций. С учащимися VI – IX классов была проведена диагностика с последующим анализом позитивных ресурсов ранней профориентации.

Для создания условий интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся в школе педагогом-психологом проведены следующие мероприятия: месячник психологического здоровья; различные акции; индивидуальные консультации учащихся; практические занятия с элементами тренинга («Психология успеха», «Сто дорог, одна - твоя», «Твой выбор, выпускник», «Темперамент и профессии», Способности и профпригодность», «Мои ценности»), связанные с развитием навыков общения, самоконтроля и самопознания, активизацией творческого потенциала участников проекта. Практические занятия с учащимися были направлены на развитие интеллектуальных качеств, уделено внимание формированию умения взаимодействовать с партнёрами. Совместные практические занятия педагогов и учащихся были направлены на  формирование навыков командной творческой работы.

Благодаря активному участию учащихся и педагогов в предлагаемых мероприятиях, тренингах и занятиях в учреждении сложилась естественная, благоприятная, развивающая, положительная среда. Это и есть один из важных ресурсов учреждения образования, способствующий реализации инновационной деятельности.

Традицией стало проведение  месячников по профориентации, рамках которых были организованы встречи с представителями разных профессий: сотрудниками РОВД, РОЧС, сотрудниками ОАО АСБ «Беларусбанк», «Белагропромбанка», с сотрудниками Дзержинской швейной фабрикой «Элиз», с директор филиала «ММК-Агро», с работниками Негорельского восково-перерабатывающего завода, с представителя отдела занятости и труда Дзержинского района, сотрудниками Негорельского комбината хлебопродуктов, экскурсии на предприятия Дзержинского района.

Организация воспитательной работы в шестой школьный день спланирована в рамках проекта «Путь к успеху», каждый субботний день тематический в рамках профессионального календаря.

С целью оказания помощи учащимся в осознанном выборе будущей профессии организованы: факультативные занятия «Моё профессиональное будущее» – IX класс; допрофильная подготовка: учащиеся IX класса осваивали профессии «Штукатур-маляр», «Повар» на базе ГУО «Областной аграрно-технический лицей».

Классными руководителями в рамках проекта были выбраны следующие темы для исследовательской деятельности с применением методик ранней профориентации учащихся VI – IX классов на основе выявления задатков для успешного обучения профессиям:

Жук Т.Л., классный руководитель V класса (2017/2018), в проекте с 2015г. работала над темой «Формирование осознанного выбора рабочих профессий путём составления профессиограмм в виде презентаций». Классный руководитель VI класса Жерко А.О. работала над темой «Использование интерактивных методов как средство профориентационного определения». Классным руководителем VII класса Юденко В.В. была выбрана тема исследовательской деятельности «Профориентационные игры как способ профессиональной профориентации». Классным руководителем VIII класса Смеловой Д.Н. была продолжена тема исследовательской деятельности «Формирование склонностей и профессиональных интересов через индивидуальную работу с учащимися». В рамках инновационного проекта классным руководителем IХ класса Мелешкевич А.А. была выбрана тема «Активные формы и методы в процессе психолого-педагогического сопровождения формирования готовности учащихся IX классов и профессиональному самоопределению».

Создан каталог учебных заведений Минской области, где можно получить рабочую профессию. Применение разнообразных форм профориентации в рамках инновации позволило акцентировать внимание учащихся на престижность будущей профессии, сформировать устойчивую профессиональную направленность, профессиональные интересы, намерения и перспективы.

Анализ участия класса в мероприятиях профессиональной направленности, результаты анкетирования позволяют  сделать  вывод об  активном  включении обучающихся  и их  родителей в инновационную  деятельность. И самое главное – 100% обучающихся  класса  определились с выбором  профессии и  учебным  заведением,  что  подтверждено результатами     пробного тестирования на определение принадлежности учащихся к рабочим профессиям на протяжении  трёх лет.

Благодаря инновационному проекту активизировалось взаимодействие классного руководителя с педагогом социальным, педагогом-психологом, совершенствовались  формы  работы  с классным  коллективом.

Материал собран в электронный сборник «В помощь классному руководителю».

Результат опыта:

Организация работы герменевтического семинара «От диагностики к социализации и профессиональному самоопределению учащихся», постоянно действующего семинара «Современные компетенции педагога для успешной реализации инновационной деятельности» позволило повысить профессиональную компетентность педагогов учреждения образования в вопросах профориентационной деятельности.

Создан банк данных учащихся по выявленным задаткам к определенному типу профессии и осуществлена разработка индивидуальных профессиональных маршрутов, которые будут способствовать профессиональному самоопределению учащихся. Анализ исследования мотивационных составляющих профориентации позволил проводить качественную работу классному руководителю и педагогу-психологу по развитию профессиональной мотивации среди учащихся.

В течение трех лет реализации инновационного проекта акцент в работе поставлен на создание профессиональной образовательной среды для учащихся VI – IX классов в соответствии с выявленными задатками и запросами учащихся. Как продолжение – включение профориентационного материала в образовательный процесс, организация факультативных занятий, организация объединений по интересам различного профиля, профориентация через систему воспитательных мероприятий.

Подтверждением положительных результатов профессиональной ориентации учащихся на рабочие специальности является тот факт, что в результате трёхлетней деятельности 86 % выпускников II ступени обучения и воспитания, которые участвовали в инновационном проекте выбрали те профессии, на которые их ориентировали педагоги-инноваторы.

Согласно данным проведённого опроса, изменилась позиция педагогов по отношению к инновационной деятельности: исчез страх перед отрицательными результатами, педагоги овладели основами проведения диагностики по выявлению задатков к той или иной профессии и готовы транслировать собственный педагогический опыт.

Публикации об опыте реализации:

Материалы из опыта работы опубликованы в “Настаўніцкай газеце” (№1, 2015 г.)

Материалы из опыта работы опубликованы в журнале «Образование Минщины»: Кудзіна Т.П. «Абяры сваю будучыню зараз» (№ 1 , 2016);

Материалы из опыта работы опубликованы в журнале «Образование Минщины» (№ 4, 2016)

Представление опыта:

15.01.2016 Кудина Т.П., являлась участником Международной конференции «Проведение профориентационной работы в регионе: взаимодействие государственных и негосударственных структур с целью выполнения государственного заказа на подготовку кадров», которая состоялась на базе ГУО «Минский городской институт развития образования».

Участие в международной ярмарке педагогических инноваций (г.Отрадный, Самарская область, Россия) (апрель, 2017)

Трансляция опыта на XVII Республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества молодёжи (диплом III степени за разработку материалов «Создание модели ресурсного центра по профориентации в условиях базовой школы» (апрель, 2017)

Международная научно-практическая конференция «Профессиональные компетенции современного руководителя как фактор развития образовательной среды» (апрель, 2017) Электронный сборник материалов, с. 406.

Проведение семинара для директоров учреждений образования Минской области «Управленческий аспект создания целостной образовательной  модели через активное внедрение инновационных образовательных решений: модель управления школьной» (17.05.2017)


Метки: инноватика проекты

Год малой родины
.: :.

Государственные символы
Республики Беларусь

Великой Победе - 75
Школа активного гражданина
Стоп спайс!

Stop spice!

Организация питания
Укоротить ссылку
 
 

© 2002-2019 SCHOOLNET.BY

Всё нужное - просто, всё сложное - не нужно